Главная Автомобили Экс-актив беглого авторитета Качмазова отойдет «АвтоВАЗу» - Газета.Ru

Экс-актив беглого авторитета Качмазова отойдет «АвтоВАЗу» — Газета.Ru

Экс-актив беглого авторитета Качмазова отойдет «АвтоВАЗу»

Советы директоров «АвтоВАЗа» и «КамАЗа» одобрили сделку по приобретению тольяттинским автогигантом автокомпонентной группы ОАТ. Входящие в нее предприятия, крупнейшие поставщики автокомпонентов на отечественные заводы, в 90-х и начале «нулевых» принадлежали группе СОК бизнесмена Юрия Качмазова, которого связывали с криминалом. Сейчас он федеральном розыске и скрывается от правосудия за границей. Подробнее о судьбе этого актива в истории «АвтоВАЗа», — в материале «Газеты.Ru».

Анонсированную накануне сделку по приобретению «АвтоВАЗом» 40% доли ОАТ планируется завершить в конце 2021 года. Многие из заводов, входящих ныне в холдинг «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), были построены в советское время как предприятия-смежники ВАЗа, поставляющие для завода в Тольятти комплектующие для «советских Фиатов». Создание в СССР массового производства принципиально новой для страны машины потребовало радикального пересмотра стандартов на автокомпоненты и расходные материалы.

В частности, так началась история ДААЗа, входящего в ОАТ, – приказ министра автопрома СССР о строительстве в Ульяновской области Мелекесского завода кузовной арматуры, карбюраторов и вкладышей (после переименования города в Димитровград стал ДААЗом) был подписан в 1969 году. СААЗ выпустил первые амортизаторы для ВАЗ-2101 в 1970 году – сразу после начала сборки этой модели в Тольятти, в 1973-м завод вошел в производственное объединение ВАЗ.

Наследие СССР и войны «девяностых»

В ОАТ сейчас входит 10 предприятий в пяти регионах страны – в том числе Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), производящий, в частности, компоненты топливной системы и систем охлаждения, компании «Автосвет» и «Освар», выпускающие фары и фонари, Скопинский автоагрегатный завод (СААЗ), выпускающий амортизаторы. Также группе принадлежат «Мотор-Супер» (фильтры, детали из пластика), «Вазинтерсервис» и «ЭВР» из Тольятти.

Более 90% продукции ОАТ предназначены для автомобилей Lada, подчеркивается на официальном сайте группы.

После распада СССР заводы автокомпонентов были приватизированы – и за контроль над ними, как и за самим «АвтоВАЗом», развязалась нешуточная борьба. По разным подсчетам, в криминальных разборках 1990-х за «АвтоВАЗ» погибли сотни людей – включая бандитов, предпринимателей, сотрудников правоохранительных органов и журналистов.

«В бандитских разборках и войнах за завод в Тольятти погибло более 500 человек.

Подтверждение тому — целая аллея на местном кладбище», — говорил в 2012 году гендиректор «Ростехнологий» (ныне «Ростех») Сергей Чемезов журналу Forbes, подготовившему масштабное расследование о группе «СОК».

По данным издания, одним из участников борьбы за активы вокруг «АвтоВАЗа» был бизнесмен Юрий Качмазов, начинавший свой путь в начале девяностых с перепродажи автомобилей. В 1994 году Качмазов основал группу «СОК», десять лет спустя она контролировала более 20 предприятий-поставщиков «АвтоВАЗа – включая те же ДААЗ, СААЗ, «Автосвет», «Освар» и «Мотор-Супер». Началось строительство автокомпонентной империи Качмазова с предприятия «Пластик» в Сызрани. В 2000 году под контроль «СОКа» перешел и завод «ИжАвто», на котором собирали автомобили «Иж», Lada и Kia.

В 2004 году оборот с продаж группы составлял $2 млрд, она производила 12% отечественных автомобилей.

В середине 1990-х «АвтоВАЗ» широко использовал бартер, расплачиваясь за комплектующие своими автомобилями, которые поставщики потом продавали.

Внезапно в 1996 году «Пластику» перестали отгружать машины. Несколько месяцев рабочие не получали зарплату. Через некоторое время в кабинете директора завода появились представители «СОКа» и предложили поделиться предприятием. Так «СОКу» перешло 50% акций «Пластика», объяснял журналу Forbes один из топ-менеджеров предприятия.

Падение после взлета

В 2005 году Качмазов договорился с многолетним директором «АвтоВАЗа» Владимиром Каданниковым о покупке автогиганта, но в Кремле решили иначе, писал журнал The New Times.

В результате завод перешел под контроль госкорпорации «Ростехнологии», а в декабре 2007 года была достигнута договоренность о продаже блокирующего пакета акций автоконцерна альянсу Renault-Nissan,

еще по 25% акций остались тогда у инвесткомпании «Тройка Диалог» и «Ростехнологий». В 2014 году альянс Renault-Nissan получил контрольный пакет акций «АвтоВАЗа».

Уже после продаже блокпакета акций концерну Renault-Nissan предприятия «СОКа» продолжали поставлять тольяттинскому автогиганту компоненты, и дело не обходилось без конфликтов: так, весной 2009 года конвейер «АвтоВАЗа» вынужденно останавливался из-за того, что предприятия группы «СОК» синхронно прекратили отгрузку компонентов.

Скрылись от следствия

Миллиардер Юрий Качмазов и ряд других топ-менеджеров «СОКа» в феврале 2011 года были объявлены в розыск по обвинению в преднамеренном банкротстве «ИжАвто» и выводе с предприятия имущества на сумму в 6,4 млрд рублей. Сам Качмазов, а также топ-менеджеры компании Андрей Фролов и Юрий Амелин, бывший генеральный директор ОАО «Ижавто» Михаил Добындо и директор по экономике и финансам Евгений Страхов скрылись от следствия. Фролов и Амелин в ноябре 2011-го были найдены и задержаны в Объединенных Арабских Эмиратах. Михаил Добындо в итоге избежал уголовного преследования.

В том же 2011-м был жестоко убит в Суздале бывший вице-президент группы «СОК», заместитель губернатора Ульяновской области и экс-глава администрации президента Южной Осетии Александр Большаков,

который «слишком много знал про бизнес главы группы «СОК» Юрия Качмазова»,

писала газета «Известия».

Под государственным контролем

После вытеснения представителей группы «СОК» с «АвтоВАЗа» она постепенно потеряла контроль и над автокомпонентными предприятиями, а также заводом «ИжАвто», который сейчас принадлежит «АвтоВАЗу» и выпускает автомобили Lada Vesta. Поставщики компонентов, принадлежавшие «СОКу», вошли в новый холдинг ОАТ, который до 2018 года принадлежал структурам госкорпорации «Ростех». После этого он был передан под контроль «КамАЗа».

«Советы директоров «АвтоВАЗа» и КамАЗа» одобрили изменение акционерного капитала АО «ОАТ» с созданием совместного партнерства (ПАО «КамАЗ» будет владеть 45% акций, а АО «АвтоВАЗ» – 40% акций) для развития компетенций OAT в области производства современных автомобильных компонентов. Сделку планируется завершить к концу 2021 года после получения соответствующих разрешений регулятора», — цитирует «Интерфакс» совместное заявление автопроизводителей.

Представитель «АвтоВАЗа» отказался от дополнительных комментариев о причинах, по которым потребовалась эта сделка и возможной трансформации сотрудничества с компонентными предприятиями группы ОАТ по ее итогам, в пресс-службе «КамАЗа» оставили вопросы «Газеты.Ru» без ответа.

Путин подписал поправки о праве избираться на новый срок

Президент России Владимир Путин подписал закон, которым законодательство о выборах и референдумах приводится в соответствие с поправками к Конституции РФ и, в частности,...

Пашинян призвал оппозицию прекратить протесты

Премьер Армении Пашинян призвал оппозицию прекратить протесты и приступить к диалогу с властямиИздатель34 Новости / Динамика дня

ЕС расширил санкции против Венесуэлы

Обновлено В черный список включили 19 официальных физических лиц Евросоюз расширил санкции против властей Венесуэлы, включив в черный список 19 официальных физических лиц. Об этом...

«Россия и Китай не ожидали». В США создали тайную армию

Спецназовцы, шпионы, хакеры — за последнее десятилетие Пентагон для противодействия прежде всего России и Китаю в мирное время создал огромную секретную армию, насчитывающую...

Обсуждаемое сейчас

Польша планирует построить стену на границе с Белоруссией

К первой половине 2022 года Польша может построить заграждение на границе с Белоруссией, заявил замминистра внутренних дел и администрации страны Мачей...

Оценена эффективность индийской вакцины против COVID-19

Индийская вакцина COVAXIN в ходе испытаний показала эффективность в 77,8 процентаРазработанная индийской компанией Bharat Biotech вакцина COVAXIN показала эффективность в 77,8 процента в предотвращении...

Подсчитано число опасных для россиян коллекторов

ФССП: в категорию значительного риска попали девять российских коллекторских агентствВ России работают 30 коллекторских агентств высокой категории риска, пишет РБК со ссылкой на данные...

Заболевшая COVID-19 певица Спиридонова родила сына

В начале сентября звезда проекта «Точь-в-точь» Анастасия Спиридонова сообщила о заражении коронавирусом на позднем сроке беременности. Болезнь не помешала исполнительнице родить здорового...

Важное за неделю

Кремль исключил введение платного лечения от COVID для непривитых россиян

Сюжет Пандемия коронавируса нового типа, распространившегося из Китая ...

Польша планирует построить стену на границе с Белоруссией

К первой половине 2022 года Польша может построить заграждение на границе с Белоруссией, заявил замминистра внутренних дел и администрации страны Мачей...

Оценена эффективность индийской вакцины против COVID-19

Индийская вакцина COVAXIN в ходе испытаний показала эффективность в 77,8 процентаРазработанная индийской компанией Bharat Biotech вакцина COVAXIN показала эффективность в 77,8 процента в предотвращении...

Подсчитано число опасных для россиян коллекторов

ФССП: в категорию значительного риска попали девять российских коллекторских агентствВ России работают 30 коллекторских агентств высокой категории риска, пишет РБК со ссылкой на данные...

Заболевшая COVID-19 певица Спиридонова родила сына

В начале сентября звезда проекта «Точь-в-точь» Анастасия Спиридонова сообщила о заражении коронавирусом на позднем сроке беременности. Болезнь не помешала исполнительнице родить здорового...

Врач-диетолог Нефедова развеяла самый популярный миф о появлении диабета

Самые частые симптомы диабета II типа — жажда, повышенная частота мочеиспускания и вялость, заявила главный внештатный терапевт Минздрава Оксана Драпкина, передают «Известия»....